Аркадий и Борис Стругацкие

Я никогда не была поклонницей жанра фантастики, особенно в его популярном формате – с космическими пришельцами, сценами из далекого будущего и прочими элементами необычайного. Исключением для меня всегда были братья Стругацкие. Несмотря на то, что их книги принято называть научной фантастикой, сам Борис Натанович Стругацкий предпочитал формулировку «реалистическая фантастика». Ведь и «Зона», и «Арканар», и «НИИЧАВО» – талантливые необычные декорации, а мысли и идеи романов полностью применимы к нашей реальности. Мало того, каждого из персонажей легко увидеть в своих друзьях или врагах, соседях или коллегах.


Но это можно сказать про многие произведения русской классики. В книгах Стругацких завораживает еще и другое – пугающе-точные попадания-предсказания, своего рода предвидения. Башни-излучатели из «Обитаемого острова», лишающие способности критически мыслить – чем не современное телевидение и Интернет? А насколько узнаваем и жутковато-актуален мир романа «Трудно быть богом», где цивилизация шагает из Возрождения в Средневековье. Или Мир Потребления в «Хищных вещах века».


Эти книги регулярно издают и активно экранизируют, и совсем не так долго и мучительно, как, скажем, Герман свою хронику Арканарской резни. И большое счастье, что издательства по-прежнему выпускают моих любимых Стругацких. Несмотря на то, что суммарный тираж их произведений достиг 500 миллионов экземпляров, эти книги по-прежнему необходимы.


Одной из таких новинок стала вышедшая в этом году книга издательства АСТ Neoclassic в серии «Стругацкие – собрание сочинений (Neo)». В нее вошли не только не только романы Бориса Натановича Стругацкого, опубликованные под псевдонимом С. Витицкий, но также малоизвестные и не публиковавшиеся ранее рассказы. 
И я очень жду подходящего времени, чтобы отложить все дела и посвятить несколько вечеров человеку, который всегда находит самые важные слова.